Топозеро - река Поньгома (5)
Протяженность -
300 км. Число ходовых дней - 18.
Сезонность - июль-август. Категория
сложности - III (схема
1).
Маршрут
проходит по северной части Карельской
АССР. Подъезд к началу маршрута - от
станции Лоухи железнодорожной линии
Ленинград - Мурманск на попутном
автотранспорте или рейсовом автобусе
70 км до поселка Кестеньга на северном
берегу Топозера.
Топоэеро -
четвертое по величине в Карелии (площадь
986 кв. км, наибольшая длина 75,3 км,
ширина 30,3 км). На озере 144 острова, в
основном у юго-западного берега. Озеро
имеет извилистую береговую линию с
большим количеством заливов. Берега
невысокие, каменистые, покрыты
хвойными и смешанными лесами.
Встречаются скалистые участки, а
также низкие, заболоченные (преимущественно
на юго-востоке озера). В Топозере и по
всему маршруту хорошо ловится рыба,
особенно в устьях мелких речек,
впадающих в озеро и в Поньгому. В лесах
много брусники, черники и грибов, в
болотах - морошки, гонобобеля и
клюквы. До выхода в путешествие
необходимо закупить недостающие
продукты, так как до конца маршрута
населенных пунктов нет.
От Кестеньги
путь лежит на юго-восток, вдоль левого,
по ходу, берега, от оконечности одного
мыса к другому; уходить далеко от
берега не рекомендуется.
До
строительства Кумской ГЭС из юго-восточного
конца озера вела 400-метровая протока в
озеро Левицкое, исчезнувшая из-за
понижения уровня Топозера. Теперь
здесь приходится делать волок по
сухому руслу. Дальше маршрут идет по
длинному, узкому озеру Левицкое (длина
8 км, ширина 1,8 км). Короткая (400 м),
мелкая, каменистая протока соединяет
его с озером Поньгома. Ориентир - мост
через протоку. На этом участке суда
проводятся вброд
Следующее озеро
- Поньгома (площадь 46,9 кв. км, длина 16,2
км, ширина 6 км). Небольшие острова,
покрытые лесом берега, песчаные пляжи
придают ему живописность. Озеро
открытое, и при северо-западном ветре
на нем поднимается волнение. Исток
Поньгомы находится в юго-восточном
углу озера.
Вначале
Поньгома узкая, мелкая, с несложными
перекатами и порожками. В отдельных
местах требуется проводка судов. Ниже
река протекает через Номозеро (4,3Х0,6 км),
с низкими берегами, окаймленными
тростником. Из него 2-километровая
мелкая каменистая протока приводит в
безымянное озерко. После него ширина
Поньгомы увеличивается до 10-15 м,
порогов и перекатов становится меньше,
течение медленнее, и река впадает в
исключительно красивое Вокшозеро (длина
10,1 км, ширина 2,8 км). Здесь много
островов, особенно в южной части.
Очень красив скалистый мыс в устье
Поньгомы. Исток реки из Вокшозера
следует искать у северо-восточного
конца озера, двигаясь вдоль северного
берега.
Выйдя из озера 10-метровой
мелкой протокой, Поньгома через 200 м
впадает в озеро Волиналамбина, с
полосой тростника вдоль берега. Затем
река протекает еще через одно
небольшое озеро, после которого
пороги и перекаты следуют один за
другим. Из наиболее сложных порог Стол
- сплошная плита перегораживает реку,
и только у правого берега есть узкий
проход, где суда надо проводить. За ним
через 1,5 км непроходимый порог Падун-
метровая ступенька с крутым падением,
а ниже стоячая волна и множество
камней. Здесь надо сделать обнос 15 м,
после чего около 100 м спускать
байдарки на концах. Сразу же за
поворотом еще два сложных порога, а
после них ряд мелких порожков и
перекатов. Затем следует 4-километровый
плес; река вьется в низких берегах,
ширина до 10 м.
Перед Большим
Рогозером леса нет. Озеро мелкое,
размером 5,5Х1,6 км. На северном берегу
длинный песчаный пляж. В южной части
Большого Рогозера (за мысом) протока в
Малое Рогозеро (3Х1 км). Озеро очень
мелкое, даже на середине торчат камни,
и их много под поверхностью воды.
После выхода из озера
короткий перекат, потом плес, и после
него ряд небольших порогов и
перекатов, опасных для байдарок из-за
обилия камней и малой воды. На этом
участке местами предстоит проводка
судов.
Перед мостом
дороги на станцию Кузема сложный
порог с переходом струи с одного
берега на другой. После него
непроходимый Корнейпорог,
перегородивший реку тремя ступенями.
Сначала байдарки следует провести
вдоль левого берега, а затем сделать
волок 20 м. Могут быть и другие варианты.
Ниже Корнейпорога еще два несложных
порога, а затем короткий порог со
сливом 0,8 м, стоячими волнами и большим
количеством камней на выходе.
После впадения
правого притока-реки Егут Поньгома
становится шире, но количество мелей и
перекатов увеличивается. Часть пути
суда надо проводить вброд. Берега
низкие, много черники и морошки. Перед
железнодорожным мостом мелкая
километровая шивера. Под мостом -
перекат, а ниже на протяжении 2 км
серия порогов и перекатов, в том числе
падун со ступенькой более 1 м. На
правом берегу поселок Поньгома -
магазин и почта. В устье остров,
который во время отлива становится
полуостровом.
Выходить в море
для следования на станцию Кузема
можно только в тихую погоду. Пройдя
часть пути под защитой острова,
обогнуть мыс и идти вдоль левого по
ходу берега. Ориентир - водонапорная
башня станции Кузема. Наиболее
удобное место для разборки байдарок -
устье реки Березовой. Отсюда по тропе 1
км до станции.
Поход возможно
закончить: 1) у шоссейного моста (после
проверки, ходят ли лесовозы) и доехать
до станции Кузема; 2) у
железнодорожного моста, где находится
разъезд и делает остановку почтово-багажным
поезд; 3) у поселка
Поньгома.
По
климатическим условиям маршрут лучше
проходить в июле-августе, но из-за
мелководности Поньгомы следует
предпочесть время более высокой воды,
в июне. До выезда надо уточнить,
очистились ли озера от льда.
Литература: 52, 53,
56, 59, 60, 64, 65, 66, 68, 71, 72, 77.
|