Ленинградская область,
Ломоносовский район.
Автор описания весной 2000 года решил начать новую жизнь приобретением байдарки. И действительно - началась новая жизнь! Михаил делает вид, что на байдарке в первый раз. Как мы там оказались · День первый. · День второй В поисках интересного маршрута на выходные дни наш взор уткнулся в карту Ленинградской области, точнее - Ломоносовский район, река Коваши и приток её Чёрная. Впадает в Финский залив вблизи города Сосновый Бор. Почему-то ни в одной книге, что я читал, не описан этот прелестный маршрут, лишь у Г.Я.Рыжавского ("По рекам и озёрам средней России", книга 1) упоминается, что по рекам Чёрная и Коваши ходить можно, но кроме длины маршрута там ничего не указано. Возможно, это связано с тем, что ещё лет десять назад местность, где протекает река, была запретной зоной из-за близости атомной электростанции. Сейчас в связи с отменой некоторых ограничений и нашествием дачников режим запретной зоны резко ослабел, если не сказать совсем исчез. Теоретически нужно разрешение сельсовета или командировочное удостоверение, но на самом деле документов никто нигде не проверяет, разве что иногда на шоссе у поста ГИБДД вблизи посёлка Лебяжье останавливают автомобили выборочно. В электричках Санкт-Петербург - Калище документы у автора никто никогда не спрашивал. Однако, допускаю, что бывает такое. Думаю, что милой улыбки (мы - туристы...) и паспорта с петербургской пропиской должно хватить. Наверное, река будет интересна тем петербуржцам, кто (как и мы) хочет интересно провести два-четыре летних выходных дня. Как ни странно, река очень малолюдна. За пределами деревни Коваши и посёлка вблизи ж/д станции "80-й километр" мы встретили лишь одного (ОДНОГО!) человека, если не считать нескольких рыбаков у места сборки байдарок, которые нам слегка удивились. Этот один человек был на берегу с ружьём (охотник? - скорее, браконьер или лесник, так как в июле, насколько я знаю, охота на уток запрещена). Он нам сильно удивился и спросил, сколько утиных выводков мы спугнули. А мы что их считали, что ли? Не меньше десяти.
До бывшей деревни Порожки добираться можно по Гостилицкому шоссе на автобусе от станции Старый Петергоф (направление Балтийский вокзал - Ораниенбаум - Калище), остановка прямо около платформы. Если смотреть из Петербурга, то по левую сторону. Подходит любой автобус, идущий до деревни Гостилицы или дальше. Автобусы днём ходят примерно каждый час-полтора, ехать минут 50 до остановки "Порожки" (по требованию). От остановки до моста через реку Чёрную метров 100, собирать байдарки удобно метрах в ста ниже моста на левом берегу. Может быть, в высокую воду можно начинать и от деревни Петровское (на 6 километров выше по реке, на том же шоссе). Зная, что день нерабочий, в автобусе будет много дачников, и мы можем в него не поместиться, решили забрасываться с помощью автомобиля. Как показало будущее, решение оказалось правильным. Доехали до Порожков, где я остался собирать байдарку. Михаил тем временем погнал свой жигулёнок на стоянку в Петродворец. Вернулся он на автобусе часа через полтора. В автобусе действительно было тесновато. Прощайте, машины и дороги! У нас впереди неизвестная (нам) речка и много времени. Что может быть лучше? Нас охватила походная горячка, и собрались очень быстро. Во многом благодаря удачной конструкции байдарки "НЕВА-3", среди недостатков которой не числится трудность сборки. К тому же, байдарка почти новая. Ширина реки в месте старта примерно равна длине байдарки (562 см.). Но глубины достаточно. Полный вперёд! Время 12 часов дня, погода: +20, иногда капает дождь, иногда светит солнце ("переменная облачность"). Речка узкая, петляет, течение (на глазок) 2 км/ч, плыть интересно. Ветви деревьев смыкаются над головой. Иногда, на крутых поворотах, можно застрять. Минут через двадцать - стоп, машина! Завал, и с воды не видно, где он заканчивается. В придачу - сплошные смыкающиеся заросли кустов. Пытаться пройти в лодке бессмысленно. Выходим на берег смотреть тропу. Осмотрелись. Тропы нет. На берег вышли с большим трудом. Крапива выше человеческого роста, обнос метров 150. Надо сказать, что в этот момент мы слегка приуныли, поделив длину всей реки на расстояние, пройденное до завала и получив тем самым, грубую (как оказалось впоследствии - очень грубую) оценку количества завалов на всей реке. Но! Наше правило - не отступать НИКОГДА. Если бы выяснилось, что река уходит в песок, мы и тогда не остановились бы. Итак, на завал ушло минут сорок. Внимание, сейчас один очень хороший "вэщ" скажу. ЭТО БЫЛ ПОСЛЕДНИЙ ЗАВАЛ. Вскоре река принимает левый (не заметили) и правый (очень красивый) приток, и становится заметно шире. Появляется лес. В воде много коряг и упавших деревьев, за которыми следим внимательно, но ни одно из них не превышает разумных пределов коварства. Берега не заболоченные, но низкие. Справа леса нет, покосы (заброшенные?), и метрах в трёхстах проходит лесная дорожка, по которой я несколько лет назад прокатился на велосипеде, большую часть пути ведя велосипед за рога - слишком уж просёлочная эта дорожка. О прохождении этого участка реки, который нам безумно понравился, даёт представление фотография. Следующий ориентир - шоссейный мост Большая Ижора - Гостилицы и деревня Большое Горлово. По неопытности мы слегка недооценили извилистость реки. Вроде мост вот-вот покажется, а на самом деле до него ещё около часа. Река на этом отрезке очень сильно петляет. Думаю, коэффициент извилистости 2 не будет сильным преувеличением. Три часа дня. Мост. Под ним, как водится, камни и какой-то хлам, но затруднений не представляет. Через несколько сотен метров после моста - остатки каменной плотины, пролетели с ходу, но осторожно. Пошёл сильный дождь. Решили остановиться, спрятаться в кустах и заодно немного перекусить. Всё бы ничего, но берег неудобный - влезали на него тяжело и с приключением. Сидящий первым номером Мишка открыл, что первый шпангоут предназначен для упирания в него ногой при особо сильном гребке. Результат - шпангоут просто выскочил из креплений. Насколько я понимаю, байдарку мы собрали правильно. Там просто нет детали, которая фиксировала бы первый шпангоут от усилия, направленного вперёд. За полчаса, ограниченно применив топор, аккуратно вставили шпангоут на место. А так хочется иногда упереться в него ногой. Ан нет, будь осторожен! Попробую придумать какой-нибудь фиксатор на этот случай. Дождь перестал, но успел промочить нас насквозь. Я никогда не возражал против любой воды, за исключением той, что на дне байдарки. Поэтому немного закусили - и в путь! Следующий заметный ориентир - линия электропередачи. По прямой до неё от моста в деревне Большое Горлово 10 километров, по реке - думаю, не меньше 15. Неожиданно быстро доплыли до неё. Берега низкие, но иногда повышаются. Лес. Красиво. На правом берегу незадолго до линии электропередачи видели хорошую стоянку в сосновом лесу. С воды там видно некое бревенчатое сооружение с обрывками полиэтилена. Видимо, может служить каркасом для тента. Под линией электропередачи река поворачивает на север. Но перед этим нужно обнести разрушенный мост. Мы обносили слева, берег крутой и неудобный. Возможно, справа было бы лучше. Судя по следам, по тропе через этот мост кто-то прошёл незадолго до нас. Грибник? Время 17:30. Можно было бы и на стоянку встать, но не хочется. Не устали ещё, да и плыть интересно. День в июле длинный. Вскоре река принимает левый приток Лопухинку и с этого момента начинает называться Коваши. Течение убыстряется, появляются камни и перекаты (шиверы? пороги? - различить не берусь, все легко проходимые). Не соскучишься. Постоянно слышно как журчит вода на следующем перекате. И так на протяжении двух часов (включая остановку для отдыха и небольшую проводку вокруг особенно вредного бревна). На камешек налететь не боимся - "тритоновская" шкура проклеена вдоль всех металлических частей резиной, которая на ощупь неотличима от пластмассы. Поэтому, если в первый свой поход (на реке Вьюн) при столкновении с камнем я паниковал и сразу проверял - не тонем ли, то теперь спокоен. Пробить такой материал на несложной реке при известной осторожности можно только ОЧЕНЬ БОЛЬШИМ и ОСТРЫМ камнем. Это самый весёлый участок реки. Прошли бетонный шоссейный мост (воинская часть?). Дорога хорошая, но ездят по ней, похоже, очень редко, да и не ведёт она никуда. За ней вскоре - дом лесника. Около дома - следы разрушенной линии электропередачи, по которой, по-видимому, к леснику когда-то поступало электричество. Дом явно жилой (ухоженный огород, коза и дети во дворе). По-видимому, в доме нет электричества. До административной границы Санкт-Петербурга -17 километров, а здесь такая глухомань и нет электричества! Класс! И не нужно его туда проводить! Рядом с домом лесника - участок с быстрым течением, а над ним узкий висячий мост. Интересно, как его умудрились повесить? Наверное, зимой при замёрзшей реке. Вскоре за домом лесника мы стали думать о ночлеге. Более привлекательным показался левый берег. А плыть дальше так хочется! И всегда кажется, что за следующим поворотом река шумит громче, чем на предыдущем. Пристали к левому берегу, быстро сварили ужин, наелись и улеглись спать. Берег сыроват, местами пойма шириной метров 50, скорее всего, весной затопляется. Палатку поставили у края поймы. Прямо около стоянки нашли большой белый гриб. По берегу реки тропа идёт, скорее всего, охотники и рыбаки протоптали. Погода ясная. Река шумит. Нирвана. 10 часов вечера.
День второй и, к сожалению, последний. Утром встали часов в восемь. Смотрим - рядом с палаткой, метрах в трёх, пень трухлявый, а рядом с ним кто-то шуршит. Пригляделись - грызун какой-то размером с котёнка. В зубах держит другого грызуна. Пошуршал и убежал. Не знаю, что за зверь. Ласка с добычей? Очень огорчаемся, что не всех животных и особенно растения можем опознать. Нужно будет над этим поработать. Места дикие, и охотничье хозяйство есть. Уток на реке много. Журавлей видели очень близко и птиц хищных - несколько раз. Опять же не смогли опознать. Много уток, но близко не подпускают - пуганые. Высушили всё, что хоть немного оставалось мокрым. Погода прекрасная. Настроение омрачается тем, что скоро финиш. Пожалуй, этот день больше всего запомнился за всё байдарочное лето 2000 года. Стартовали около 10 часов. Река по-прежнему интересная, встречаются перекаты, коряги, одиночные камни. Берега повышаются. Есть хорошие места для стоянок. Скоро по правому берегу, а затем и по левому начинаются покосы. Здесь обязательно выйдите на крутой берег и оглядитесь! Очень красиво! Проходим деревню Коваши. Впереди до станции ещё километров десять река течёт по посёлку, местами отдаляясь от него, но недалеко. Несколько мостов, остатки старого моста. Все проходимы. Железнодорожная станция "80 км." прямо около железнодорожного моста. (Несколькими километрами ниже река впадает в Финский Залив). Только сейчас мы до конца осознали основной недостаток реки - слишком короткая. Остальное замечательно! Выводы: Автор: Григорий Кронин
|
Изменен:
Авторские
права на все материалы принадлежат их
владельцам.
Публикация любых материалов с этого сайта
без ссылки на сайт и на автора материала
запрещается.
Copyright © Denis Golubev, 2000 mailto:baydarka@ukrpost.net